Любителей посидеть на досуге, потягивая сладкий дым, в нашей стране становится с каждым годом все больше. Можно с уверенностью заявить что, пришедшая с Востока, традиция курить кальян прочно закрепилась в нашей стране и останется здесь надолго. Именно поэтому открытие кальянной – одна из лучших идей для перспективного бизнеса.
Открыть кальянную по закону: формат и концепция
Прежде, чем разбираться во всех остальных тонкостях и нюансах этого довольно специфического бизнеса, необходимо определиться с тем, как сделать так, чтобы все было законно. Всем известно, что уже несколько лет в нашей стране действует закон о запрете курения в общественных местах, в том числе – местах общественного питания. То есть, добавлять табак в смесь для кальяна нельзя. Но все же большинство заведений не собираются отказываться от того, чтобы предлагать своим клиентам кальян.
Итак, открыть кальянную в современных реалиях можно в рамках таких форматов:
- - кальянная в чистом виде (то есть, заведение, в котором гостям не предлагают еду и напитки – только кальян)
- - кафе с бестабачным кальяном (под запрет согласно закону попадает только табак)
Минусы есть и в первом, и во втором варианте. В первом он очевиден – посетителям может быть скучно просто сидеть и курить. Хотя, если создать правильную атмосферу, то этот недостаток можно свести к абсолютному минимуму. Недостаток второго в том, что далеко не каждому ценителю кальяна нравятся смеси без табака. Здесь, как говорится, из двух зол выберите для себя меньшее.
![]()
Эксперт:
Андрей Савидов |
" По статистике 45% владельцев кальянных игнорируют анализ рынка, и потом тратят до года и 60 тыс. руб., что бы наверстать, заполнить пробелы." |
Регистрация кальянной
Чтобы деятельность была законной, предприниматель обязательно должен зарегистрировать свою компанию в соответствующих органах, получить разрешение от санитарной и пожарной служб, а также лицензию на торговлю алкоголем (если это предполагается). Следовательно, пакет документов, который должен быть собран для начала законной деятельности, выглядит следующим образом:
- - свидетельство о регистрации
- - заключения санитарной и пожарной служб
- - лицензия на продажу табака
- - лицензия на продажу алкоголя
![]()
Эксперт:
Андрей Савидов |
" При продуманном проектировании обычно должно экономиться до 10% . затрат. Особенно важны: лицензии. Часто клиенты дорабатывают данные моменты уже после открытия заведения." |
Сколько стоит открытие кальянной?
Точно ответить на вопрос о том, в какую сумму обойдется открытие кальянной, довольно сложно. Не все статьи расходов очевидны, многое зависит от размера помещения, количества и качества кальянов и смесей для них, дополнительных услуг (будет ли кальянная совмещена с кафе или нет) и т.д. В среднем стартовые капиталовложения составят не менее 500 тыс. руб.
Основные статьи расходов:
- - аренда помещения (30 тыс. руб.)
- - ремонт и обустройство помещения (50-60 тыс. руб.)
- - закупка оборудования и меблировка зала (минимум 200-300 тыс. руб.)
- - кальяны и комплектующие к ним (от 50 тыс. руб.)
- - сырье для кальяна (от 10 тыс. руб.)
- - заработная плата сотрудникам (100 тыс. руб.)
- - обеспечение пожарной безопасности – оснащение помещений огнетушителями (5 тыс. руб.)
- - регистрация компании в форме ИП или ООО (5 тыс. руб.)
![]()
Эксперт:
Андрей Савидов |
" Первоначально можно экономить на обустройстве помещения, категорически нельзя – на сырье для кальяна, заработной плате сотрудникам. В противном случае, в будущем это может привести до 40% расходов." |
Рекламная кампания кальянной

Любой бизнес нуждается в рекламе, и кальянная – не исключение. Иначе потенциальные клиенты попросту не узнают о существовании Вашего заведения. Раздача листовок в людных местах – довольно бюджетный, но все еще весьма действенный метод рекламы. На листовке обязательно должно быть указано название заведения, адрес, кратко описаны услуги и преимущества. Хорошо бы предложить акции и скидки для новых и постоянных клиентов.
Как выбрать идеальное место?
Размеры помещения на самом деле не так уж важны – все зависит от Ваших пожеланий и возможностей. Гораздо важнее его месторасположение и атмосфера внутри. Желательно, чтобы кальянная располагалась на одной из центральных улиц с хорошей проходимостью, неподалеку от развлекательных заведений, возможно, по соседству с деловым районом. Атмосфера в помещении должна способствовать релаксу: приглушенный свет, легкий лаунж в качестве фоновой музыки – идеально.
Кальянная – заведение, которое может работать и днем, и вечером. Но все же рассчитывать нужно на то, что основной поток клиентов будет приходиться на вечерние часы – после 6-7 часов вечера. Чтобы привлечь клиентов в дневное время, можно предлагать скидки и акции. Конечно, кальянная обязательно должна работать в выходные и праздничные дни.
![]()
Эксперт:
Андрей Савидов |
" Однажды мы отдельно разработали фирменный стиль кальянной. Это позволило повысить возвращаемость посетителей на 32% в месяц." |
Персонал кальянной
В качестве кальянщика нельзя нанять первого попавшегося желающего. Это должен быть опытный профессионал, который знает толк в этом деле. Поэтому с его поиском могут возникнуть определенные сложности. Кроме кальянщика, потребуется персонал, к профессионализму которого выдвигаются не настолько серьезные требования: официанты, бармен. Они должны быть приветливы, коммуникабельны, услужливы.